Pk-vtk.ru

Электро освещение
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бродячий цирк

Бродячий цирк

SMTWTFS
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Собор Парижской Богоматери

Внутри собора было пусто и сумрачно. Боковые приделы погрузились во тьму, лампады мерцали, как звезды, — так глубок был мрак, окутывавший своды. Лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный спектр на другой конец нефа.
(c) Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери»

IMG_5099

Как ни странно, в Собор Парижской Богоматери мы тоже попали без особых проблем. Была очередь, но она там, в основном, из-за секурити-чека, вход-то в собор бесплатный. Может, опять-таки, постарался дождь, выгнав с улиц большую часть туристов — в очереди стоять под дождем ведь ещё меньшее удовольствие, чем гулять.

IMG_4802

А вот для того, чтобы подняться по четырёмстам ступенькам наверх башни, нужно произвести некоторые манипуляции. От идеи живой очереди там отказались, заменив её занимаением очереди либо через приложение JeFile для смартфона, либо через терминал прямо под сводами собора. Всё довольно просто — приложение выдаёт «место в очереди» и время, в которое твоя очередь подойдёт. К этому времени нужно прийти к порталу собору и дальше, видимо, пустят купить билет (подъём на колокольню уже платный). К сожалению, узнала я об этом довольно поздно и в тот дождливый день места в очереди уже закончились, так что от идеи взглянуть на Нотр-Дамских химер поближе пришлось с сожалением отказаться. Идти потом в третий раз на Сите уже не хотелось совсем.

Ну что ж, взглянем ещё раз на эти две величественные и, вместе с тем, аккуратные башни снаружи:

IMG_4807

IMG_5077_

И ступим внутрь через портал:

IMG_5084

Собор очень впечатлят. Он огромный, арочные своды закругляются где-то далеко вверху, а витражных окон совсем немного, и это тоже придаёт своего шарма. Я пыталась сравнить этот собор с так впечатлившим меня год назад Кентерберийским — нет, всё-таки Нотр-Дам больше.

IMG_5088_

IMG_5097_

Самое большое витражное окно:

IMG_5102

IMG_5103

IMG_5105_

IMG_5106_

IMG_5119

IMG_5127

IMG_5132_

IMG_5140

IMG_5147

IMG_5157

IMG_5160_

Какие-то небольшие фантастические твари снаружи:

IMG_5164_

IMG_5173_

А на соседнем здании нарисована никто иная, как химера с крыши Нотр-Дам:

IMG_5181_

Одна из башен:

IMG_5192_

Ну и, покидая остров Сите, конечно, нельзя не бросить ещё один прощальный взгляд на собор:

Posted on May. 23rd, 2018 at 11:55 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag

1. Церковь Сен-Дени, витраж «Древо Иессеево»

Церковь Сен-Дени – первая крупная готическая постройка, поэтому элементы её архитектуры имеют большое значение, она заложила основы стиля и считалась эталоном многие столетия. Строительными работами руководил аббат Сугерий, поэтому большое окно-розетку иногда называют окном Сугерия. К сожалению, в первозданном виде оно не сохранилось так как было радикально отреставрировано в XIX веке, однако общие черты остались.

Аббат Сугерий написал трактат «Об освещении церкви Сен-Дени», в котором изложил символическое значение основных готических элементов. Он писал, что роза – символ колеса Фортуны и выражает цикличность времени. Во Франции того периода были популярны сочинения Овидия (греческого философа). В трактате «Метаморфозы» Овидий описывает Богиню Фортуну, которая вращает колесо судьбы и определяет будущее. В средневековой Франции эта аллегория подразумевала переменчивость мира: колесо может поднять павших или низвергнуть возгордившихся.

В церкви располагается всего три большие розы и множество круглых медальонов в классических окнах. Самым интересный сюжет окна розы размещён на северном трансепте (на северной стене). Витраж посвящён библейской теме «Древо Иессеево» и изображает предшественников Иисуса Христа в виде генеалогического древа. Из центра, где находится изображение самого Иессея, выходят ветви дерева и идут к изображениям пророков Ветхого Завета.

Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Тема очень популярна в христианском искусстве, она подчёркивает преемственность Нового Завета Ветхому.

Смысл изображения подобной композиции именно на северном трансепте заключается в том, что роза размещена над входом в усыпальницу французских правителей и богословов. Подчёркивается, что все они также связаны между собой и важны для истории Франции, как и Библейские пророки.

Архитектура и внешнее убранство собора

Западный (главный) фасад Нотр-Дам де Пари выходит на Соборную площадь, где можно увидеть нулевой километр Франции, представляющий собой точку отсчета всех дорог страны, проходящих через столицу государства. Здесь же находится археологический музей «Крипта паперти Нотр-Дам», в котором представлены античные, средневековые артефакты и предметы из прошлых веков, найденные во время проводимых на острове Сите раскопок. Перед собором стоит конная статуя Карла Великого, а с южной стороны храма — памятник Иоанну Павлу II, причисленному римско-католической церковью в 2014 году к лику святых.

Западный фасад кафедрального собора разделен на три вертикальных участка, визуально подчеркивающих боковые башни и основную часть храма. В нижнем горизонтальном ярусе расположены заглубленные порталы, украшенные скульптурами и барельефными панно, усеянными сюжетными изображениями:

  • слева — портал Богородицы;
  • в центре — портал Страшного суда;
  • справа — портал святой Елены.

Скульптуры иудейских царей

Над ними в один ряд установлено 28 статуй иудейских царей. Выше красуется большая витражная роза, на фоне которой виднеется скульптура Мадонны с младенцем в окружении ангелов. У боковых стрельчатых проемов установлены фигуры Адама и Евы. На уровне основания башен расположена смотровая площадка с рассаженными на перилах и карнизах фигурами фантастических и демонических существ. В двух башнях находятся колокола. Их звон можно услышать в 08:00 и 19:00.

Читайте так же:
Коробка под розетку напольная

Восточную абсиду поддерживают подпорные арки — аркбутаны, совмещающие распределительные силовые и декоративные функции. Южный и северный фасады привлекательны по-своему. Здесь присутствуют барельефы, витражные розетки, статуи, ажурные фронтоны и богато украшенные порталы.

Южный фасад

Покрытие крыши представляет собой ковер из уложенных внахлест свинцовых плиток. Его общий вес составляет 210 т. К дубовому шпилю ярусами поднимается четыре группы апостольских фигур, обращенных к Парижу. Лишь одна из них смотрит в противоположную сторону. Предполагается, что в ее образе запечатлен Виолле-ле-Дюк, принимавший участие в реставрации Нотр-Дам де Пари во второй половине XIX века.

Для того чтобы подняться на смотровую площадку собора, потребуется преодолеть 387 ступенек по узкой винтовой лестнице. Кроме близкого знакомства с гаргулиями, посетителей ждут потрясающие виды на Париж, сувенирная лавка и компактная келья главного героя романа В. Гюго — Квазимодо, упоминания о реальном существовании которого были обнаружены совсем недавно.

Панорама Парижа

Собор Парижской Богоматери в цифрах:

  • высота под сводом — 33 м;
  • высота крыши — 43 м;
  • высота колоколен — 69 м;
  • высота шпиля (обрушился при пожаре) — 96 м;
  • общая длина — 128 м;
  • общая ширина с трансептами — 48 м;
  • площадь — 4800 кв. м;
  • самый большой колокол Эммануэль — диаметр 2,62 м, вес 13,23 т.

Витражная розетка

Руины Нотр-Дама: Какие части собора удалось спасти во время пожара и как его будут реставрировать

В столице Франции от огня пострадало здание собора Парижской Богоматери. Пожар начался 15 апреля около 18:30 по местному времени. Окончательно потушить пламя удалось лишь к утру вторника, 16 апреля, — сотни пожарных потратили на это почти пятнадцать часов. Многие части Нотр-Дама оказались разрушены, однако, по словам госсекретаря Министерства внутренних дел Франции Лорана Нуньеса, все могло быть гораздо хуже: если бы спасатели не смогли войти в здание, чтобы тушить огонь, «оно, без сомнения, рухнуло бы».

Какие части собора утрачены при пожаре

«Вся крыша разрушена, часть свода обвалилась, больше нет шпиля», — рассказал представитель пожарной команды подполковник Габриель Плюс. Шпиль, рухнувший во время пожара, — относительно новая часть собора, построенного в XII—XIV веках. Ее добавили в XIX столетии, после волны интереса к сохранению наследия и реставрации собора Парижской Богоматери — она была вызвана успехом одноименного романа Виктора Гюго. Однако такая «современность» конструкции, по словам профессора истории искусств в Калифорнийском университете Мередит Коэн, не должна смягчать утрату. Как объясняет ученая, шпиль являлся важнейшей вехой в истории Нотр-Дама.

Во время пожара было разрушено две трети деревянной кровли. Некоторые ее части датируются XIII веком, а некоторые покрытия были сделаны из деревьев, срубленных между 1160 и 1170 годами. Также пламя уничтожило другие деревянные части интерьера Нотр-Дама. Окончательный урон, нанесенный зданию, еще неизвестен: с одной стороны, из-за сильной опасности на место пожара пока что не допускают экспертов, способных оценить весь ущерб, а с другой — внутренние части собора могли пострадать от воды во время тушения огня.

Что удалось спасти

Наибольшие опасения вызывала сохранность башен Нотр-Дама и его знаменитых окон-розеток. Эти части собора уцелели. Как сообщил парижский архиепископ Мишель Опети, все три розетки и их витражи остались в сохранности. Он также подтвердил, что орган собора не пострадал от огня. Фасад, основная каменная конструкция здания и две его башни-колокольни со своими колоколами также пережили пожар, однако состояние знаменитых статуй горгулий и химер пока неизвестно.

Мэр Парижа Анн Идальго рассказала, что из собора Парижской Богоматери были эвакуированы некоторые важнейшие христианские реликвии. Среди них — Терновый венец, который, как считается, был надет на голову Иисуса перед его распятием. Артефакт, который представители собора называют «самым драгоценным и самым почитаемым», был привезен в Париж королем Людовиком IX Святым из Константинополя. Во время пожара из Нотр-Дама удалось вывезти тунику Людовика IX и различные произведения искусства, в том числе картины. Все еще неясно, как много предметов удалось спасти, — по некоторым данным, из собора успели вывезти лишь треть экспонатов.

Почему начался пожар

Причиной возгорания, по мнению прокурора Парижа Реми Хейца, мог стать несчастный случай, однако власти назначили около 50 человек, ответственных за проведение «длительного» и «комплексного» расследования произошедшего. Другие чиновники полагают, что пламя могло случайно вспыхнуть из-за обширных реставрационных работ. По предварительной оценке, восстановление собора может занять несколько лет.

Как будут реставрировать разрушенное здание

Французский президент Эммануэль Макрон, прибыв ночью на место пожара, пообещал, что Нотр-Дам будет восстановлен, а для реставрации объявят краудфандинговую кампанию и привлекут лучших специалистов со всего мира. «Мы восстановим собор все вместе. Несомненно, это часть судьбы Франции и проект, на который уйдут ближайшие годы. Но я этому предан», — отметил Макрон. «[Восстановление Нотр-Дама —] это то, чего ожидают французы, и то, чего заслуживает наша история», — взволнованно добавил политик.

Почти сразу после происшествия были собраны сотни миллионов евро на восстановительные работы для здания: большие пожертвования сделали компании Kering (владеет Gucci, Yves Saint Laurent, Balenciaga и другими модными домами), LVMH (Louis Vuitton, Givenchy, Sephora) и французский нефтегазовый производитель Total — первая и последняя компании выделили по €100 миллионов, а LVMH — €200 миллионов. Свою помощь предложили руководители многих стран мира, в том числе Великобритании, Испании и России. В реставрационных работах также примет участие ЮНЕСКО.

Существует возможность восстановления собора в его прежнем виде: несколько лет назад журнал National Geographic провел трехмерное картирование Нотр-Дама. Историк искусства Эндрю Тэллон использовал лазерные сканеры, чтобы понять, как строили готические соборы много веков назад. Тэллон устанавливал лазеры на штатив, обводил им помещение и измерял расстояние между сканером и каждой точкой, попавшей на стены. В результате было получено более миллиарда таких точек, которые содержат данные о пространстве с точностью до миллиметра. Другая 3D-модель, которая может помочь в восстановлении собора Нотр-Дам, была сделана для компьютерной игры Assassin’s Creed Unity. Ее сюжет разворачивается в конце XVIII века в Париже — во времена Французской революции. Компания-разработчик Ubisoft Montréal потратила два года, чтобы смоделировать собор изнутри и снаружи.

Читайте так же:
Короткий удлинитель с одной розеткой

Собор Парижской Богоматери и его роль в одноименном романе Виктора Гюго

  • Печать
  • E-mail

Собор Парижской Богоматери и его роль

в одноименном романе Виктора Гюго

Действие романа развивается в 1482 году — в эпоху средневековья. Как писал М.В.Толмачев: «Со средневековья начинается, говорит Гюго, новая эпоха, стоящая под знаком нового миросозерцания — христианства, которое видит в человеке постоянную борьбу двух начал, земного и небесного, тленного и бессмертного, животного и божественного. Человек как бы состоит из двух существ: "одно — бренное, другое — бессмертное, одно — плотское, другое — бесплотное, одно — скованное вожделениями, потребностями и страстями, другое — взлетающее на крыльях восторга и мечты"». Но не только человек состоит из противоборствующих начал. Собор Парижской Богоматери — одно из главных действующих лиц романа — так же имеет два полюса. Что скрывает собор и что раскрывает нам? Раскроем отражение человечного в архитектурном, противоположного в едином.

Нам следует осознать, что в романе собор, как уже говорилось, действующее лицо наравне с Квазимодо, Эсмеральдой, Клодом Фролло. Про всех героев, включая собор, есть отдельные главы. Гюго подробно описывает его «портрет» и дает развернутую историческую справку. Автор, безусловно, восхищается собором, что можно понять из сравнений и эпитетов: «гармонические части», «со спокойным величием целого», «это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа», «подобно творению Бога». Описание фасада, внешнего облика начинается со слов восхваления: «вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора», а далее с достоверной точностью Гюго описывает детали «лица» героя: «последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними — зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами. Громадное центральное окно – розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и иподьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, несущая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами».

Однако автор подчеркивает, что собор «не может быть, впрочем, назван законченным, цельным, имеющим определенный характер памятником. Это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм. Это здание промежуточного типа». Это один из возможных полюсов: черты и от романского стиля, и от готического.

Различия собора автор раскрывает и в течение действия романа: «древний храм, трепещущий и гулкий, был наполнен неизбывным весельем колоколов. В нем постоянно ощущалось присутствие шумного своевольного духа, певшего всеми этими медными устами. Но ныне дух словно исчез. Собор казался мрачным и охотно хранящим безмолвие». Как у человека меняется настроение, так и собор отражает события.

Гюго показывает и то, что собор изменяется с течением времени: на него влияет и время, и люди. Но разве на человека не влияет время и люди? Разве нельзя сказать, что и эта черта, черта меняться под действием различных факторов, роднит собор с человеком? Автор скорбит и возмущается «при виде бесчисленных разрушений и повреждений». «Люди искусства», к которым причислены и архитекторы, реставраторы, вызывают осуждение, т.к. они пытаются изменить, дополнить, а, следовательно, изувечить, отняв дух времени, вырвав память и уважение к творцам шедевра. Однако, «искусство меняет здесь только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым». Показательно, что Гюго сравнивает (уже в конце главы, заостряя внимание) собор с деревом: «Ствол дерева — неизменен, листва — прихотлива». Автор понимает изменения (понимает, не принимая их): мода меняется — меняются и детали. Но также отметим, что он сравнивает здание с частью живой природы — с растением. Это важно, ведь собор как бы становится равным с природой, становится, как говорилось ранее, подобным Божьему творению.

Итак, Собор Парижской Богоматери — храм, сотворенный тысячами рук умельцев, но в то же время, сотворенный так, как сотворил Бог землю. Собор — символ и феодального гнета, тяжелого труда рабочих, и символ духовного начала. Храм — это и приют, и место гибели. Именно Собор объединяет главных героев, являясь как бы стержнем повествования.

Для Эсмеральды собор является убежищем. Но невольно встает вопрос: не является ли вместе с тем собор для нее и заточением? Она не может выйти из него: ее убьют, но и жизнь без танцев, без публики, без помощи другим для нее едва ли можно назвать жизнью. Эсмеральду обвиняют в колдовстве (одна из причин смертного приговора), но в тексте есть важное сравнение, объединяющее героиню и храм: «Старая колдовка, а не церковь!» — ложное обвинение и против цыганки, и против храма, связанное с мистическими силами.

Другое дело Квазимодо, изуродованный горбун от рождения. Ему собор является спасением от насмешек толпы, от их жестокости и бесчувствия. «Собор Богоматери последовательно служил для него то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, Вселенной». Для героя собор — жизнь, близкая, родная. Это его мир, где он чувствует себя равноправным членом, где ему комфортно. «Собор заменял ему не только людей, но и всю Вселенную, всю природу» — он все для Квазимодо. Герой не мог говорить, но говорил с колоколами. Его тело как бы повторяло контур храма: «вот чудный образчик восточной архитектуры: спина — как купол, ноги — как витые колонны!» Это ироническое замечание подчеркивает сходство героя с собором. «Впрочем, не только его тело, но и дух его формировался по образцу собора». Собор как бы является продолжением Квазимодо, а Квазимодо − Собора. Например, сцена казни и спасения Эсмеральды: «он (Квазимодо) был так неподвижен, так далеко вытянул шею, так безобразен, что если бы не его лилово-красное одеяние, то его можно было бы принять за одно из тех каменных чудовищ, через пасти которых вот уже шестьсот лет извергают воду длинные дождевые желоба собора». Или сцена тарана ворот храма нищими: «хотя он не слышал ударов тарана, но каждый из них отзывался одинаково как в недрах собора, так и в нем самом». Однако, вспоминая, что выдвинут тезис о двойственности Собора, стоит заметить одну деталь: Квазимодо стал глухим из-за звона колоколов. Что это? Наказание Собора, что кто-то тревожит его спокойную жизнь? Ведь Собор лишает возможности узнавать новости, поддерживать связь с миром, с людьми, с приемным отцом; лишает возможности слушать природу. Герой не слышит и Эсмеральды, которая не может донести, что нищие не враги ей. Но в то же время Квазимодо и не слышит насмешек над собой, издевательств. Тогда собор — хранитель, оберегающий и помогающий?

Читайте так же:
Не работают розетки ups

Любил «столь благоговейно» собор и Клод. Он любил «смысл», «любил связанную с ним легенду, его символику… любил ту загадку, какою извечно остается для человеческого разума Собор Парижской Богоматери». Через отношения Клода к собору раскрывается и еще одна значение собора в романе — собора как символа тайны мира и человеческой души. Двойственность Клода, который вырастил, спас от смерти Квазимодо, но в то же время сделал его своим рабом, и двойственность собора, как хранителя легенд и тайн эпохи средневековья. Занимающийся наукой и любивший алхимию священники храм, устои которого может нарушить государственная власть.

Подводя итоги, можно сказать, что собор — противоречивый герой романа. Противоречия как в архитектурном виде, так и в его духе. Но Собор Парижской Богоматери не только памятник искусства, это и символ средневековья, с его феодальным устройством, с его предрассудками и мистическими легендами. Он отражает и религию, и науку. Он связан с любовью и к Богу (храм), и с любовью к человеку (Квазимодо к Эсмеральде, Клод Фролло к Эсмеральде). Он является и местом смерти, и защиты. Собор — это тот центр, вокруг которого держится сюжет, центр, связывающий всех персонажей.

Величие, которое пытались растоптать

Статуя Девы Марии с младенцем Одна из самых популярных европейских достопримечательностей хранит в своих стенах Терновый Венец Иисуса Христа – великую христианскую реликвию. В 1063 году ее торжественно перевезли с Сиона в Иерусалиме в Константинополь. Однако правящему тогда императору пришлось банально заложить Венец, но для выкупа требовалась солидная сумма, которой византийская казна не располагала. В 1238 году ее приобрел французский король Людовик IX, и отдал реликвию в Святую часовню на острове Сите. После Великой Французской революции Терновый Венец был передан в Нотр-Дам де Пари.

Величественный, изумительной красоты соборный ансамбль эффектно возвышается на берегу Сены. Его невозможно ни с чем перепутать, от него невозможно оторвать восторженного взгляда – так он прекрасен. Трудно поверить, что были времена, когда этот Храм хотели попросту снести, причем не однажды. Ведь в ходе Великой Французской революции, когда Конвентом было объявлено об уничтожении «эмблем всех царств», разъяренная толпа ворвалась в Собор и «обезглавила» головы 28 иудейских каменных царей, украшавших Нотр-Дам де Пари. Правда, вопрос о том, статуи ли это царей, или дни Лунного месяца, остается «открытым». Собор объявили Храмом Разума и стали использовать, как…склад продовольствия. Только к коронации Наполеона ему придали более-менее «приличный» вид, наспех перекрасив и задрапировав некоторые части.

Однако в правление династии Бурбонов Храм пришел в такое запустение, что в дело решительно вмешался Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери», в предисловии которого писатель отметил, что «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Великий французский писатель своим романом пытался донести до людей, что необходимо сохранить и сберечь архитектурное достояние страны. И книга возымела-таки действие!

Нотр-Дам де Пари: прошлое и будущее

vk

Собор Парижской Богоматери – католический храм в центре Парижа, одна из главных достопримечательностей французской столицы. Храм строился почти 200 лет. В нем проводили свои коронации монархи, включая Наполеона. Ежегодно собор посещали 14 млн человек. 15 апреля 2019 года в соборе начался пожар. В результате потерян шпиль, крыша, практически все внутреннее убранство здания. Власти Франции пообещали восстановить собор, а архитекторы уже предлагают проекты.

Нотр-Дам де Пари: прошлое и будущее

За свою долгую истории Нотр-Дам де Пари повидал немало. Строился 200 лет, а затем достраивался, реконструировался, приобрел шпиль, чудом, а вернее, благодаря вмешательству Виктора Гюго избежал сноса. И, простояв 674 года, был на грани уничтожения.

История и архитектура

Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. В крипте собора до последнего времени можно было увидеть сохранившиеся дома и улицы древней столицы Франции – Лютеции.

Читайте так же:
Как закрыть розетки над телевизором

Строительство Нотр-Дам де Пари началось во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Святого Стефана. Ее камни использовались для нового собора, возведенного в набиравшем популярность готическом стиле. Первый камень был между 24 марта и 25 апреля 1163 года. Строительство длилось 182 года и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь еще успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с высокими башнями мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусами с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Первоначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

Образ собора лег в основу известного романа Виктора Гюго, опубликованного в 1831 году. «Но каким бы прекрасным собор ни оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде тех бесчисленных разрушений и повреждений, которым и годы и люди одновременно подвергли этот почтенный памятник старины», – писал Виктор Гюго.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлек 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.

Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 м.

По одной из версий, крыша Собора Парижской Богоматери могла быть покрыта железом, произведенным на Лысьвенском металлургическом заводе (Прикамье). Однако существует и другая версия – кровельный материал был изготовлен верх-исетскими сталеварами и имел клеймо «А. Я. Сибирь» и изображение соболя на каждом листе.

Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находился лев, Лукой – бык, Иоанном – орел, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

На строительство крыши и ее нижних стропил когда-то пошли 1,4 тыс. вековых дубов, срубленных еще в XIII веке.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам де Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, – витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя таким образом настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIX века во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 м, а двух боковых роз – 13 м, что делает их самыми большими в Европе.

Нотр-Дам де Пари считается одним из самых величественных образцов готической архитектуры. Но это не совсем точно. В нем присутствуют некоторые черты романского стиля Нормандии: наличие двойных боковых продольных нефов и верхних галерей.

С инженерной точки зрения Собор Парижской Богоматери – первое здание, где были использованы арочные контрфорсы. Изначально Нотр-Дам проектировался без них, но со временем тонкие стены становились все выше, и, чтобы их укрепить, архитекторы придумали систему контрфорсов – специальных поддержек стен. Во многом благодаря инженерной конструкции собора он кажется нам таким эстетически привлекательным – массивные детали здесь уравновешены тонкими и ажурными элементами.

Пожар

В 2018 году католическая церковь Франции начала экстренный сбор денег для спасения стремительно ветшавшего собора. Нотр-Дам де Пари загорелся 15 апреля около 18.30 по местному времени. Огонь быстро охватил деревянные конструкции – последние несколько месяцев в соборе велась реставрация. Пожарным удалось потушить огонь только к утру следующего дня.

В результате пожара разрушился шпиль, сооруженный в XIX веке. Его каркас состоял из 500 тонн древесины, покрытых 250 тоннами свинцовых пластин. При высокой температуре свинец расплавился и частично сублимировался в пары, став источником токсичного дыма.

Читайте так же:
Как подключить серию розеток

Уничтожены две трети крыши, построенные из дерева. Две башни собора, а также средневековые витражи и розетки сохранились. Орган не пострадал от огня, но поврежден вследствие тушения пожара, так как внутрь него попала вода.

Каменные, медные и бронзовые статуи, включая скульптуры 12 апостолов, сняты за несколько дней до пожара в ходе реконструкции.

Кроме того, выгорела дубовая роща около собора, где росли более 1 тыс. 500-летних дубов.

Восстановление

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Нотр-Дам де Пари будет восстановлен за 5 лет – к олимпийским играм 2024 года, которые пройдут в Париже. При этом глава государства пообещал «сделать его еще прекраснее, чем прежде».

Для того чтобы работы уложились в означенный срок, Национальное Собрание Франции приняло законопроект, который позволяет обойти целый ряд правил, касающихся городского планирования и охраны окружающей среды. В законопроекте также предусмотрено предоставление налоговых льгот тем, кто пожертвует средства на восстановление собора. В частности, индивидуальные доноры могут получить скидку в размере 75 % в размере пожертвований до 1 тыс. евро, сделанных в период с 16 апреля по 31 декабря 2019 года.

Президент России Владимир Путин предложил направить во Францию лучших российских специалистов для помощи восстановлении собора. Член комитета Сената Франции по финансам Жерар Лонге заявил, что Франция с большим интересом рассматривает предложение президента РФ Владимира Путина о помощи по реставрации собора Парижской Богоматери.

«Мы как французы крайне тронуты солидарностью, которую выражают во всем мире и в частности в таких странах, как Россия, которые разделяют нашу культуру, историю, христианскую традицию», – отметил Жерар Лонге.

Но, несмотря на то что пока точной оценки масштабов разрушений нет, все эксперты сходятся в одном: восстановить собор быстро не получится, восстановление может затянуться на десятилетия.

Кроме того, есть опасения, что каменные части собора, пережившие пожар, могут разрушиться. Так, министр культуры Франции Франк Риестер заявил: «Южная колокольня настолько сильно нагрета, что камни стали совершенно рыхлыми. Существует реальный риск разрушения химер», – заявил министр.

Однако Франция решила запустить международный конкурс по восстановлению разрушенного шпиля Нотр-Дама. Премьер-министр страны Эдуар Филипп отметил, что это поможет создать конструкцию, которая будет «приспособлена к техникам и вызовам нашего времени».

На восстановление первоначальной крыши собора нужны дубы старше 100 лет.

Проекты

Архитекторы со всего мира уже предлагают проекты по восстановлению собора. Так, идея архитекторов из Турции – это своеобразный мемориал прежнему собору и напоминание о страшном событии, чуть не уничтожившем символ Франции. Почему крыша увенчана «падающей» башней, догадаться несложно: таким образом навеки запечатлен момент крушения шпиля Нотр-Дама во время пожара 15 апреля.

Французское архитектурное бюро Vincent Callebaut Architectures уже представило проект Palingenesis («возрождение» по-гречески). По задумке авторов, Нотр-Дам станет «зданием с положительной энергией, которое производит больше, чем потребляет». Авторы проекта предложили выполнить крышу и шпиль из стекла, дуба и углеродного волокна. Кровля будет вырабатывать электричество и тепло. На шпиль установят медного петуха, который раньше венчал собор и уцелел после пожара.

На крыше Нотр-Дама реставраторы предлагают разбить сад и огород. Архитекторы предполагают, что участок сможет приносить до 21 тонны овощей и фруктов в год, которые будут бесплатно раздавать нуждающимся. Авторы проекта выразили надежду, что восстановленный собор станет новым лицом церкви в XXI веке.

Американец Дерек Бомана предлагает обустроить на крыше собора прогулочную площадку с тремя достопримечательностями – памятником реставратору Эжену Виолле-ле-Дюку, «глазом» – постройкой характерной формы со стеклянной крышей, где разместится музей, и мастерской каменщика (там туристов будут обучать азам строительного дела). Что касается шпиля, его Дерек Боман предлагает раздвоить, чтобы придать ему «более вульвическую форму взамен утраченной фаллической».

Дизайнер Матье Леннер считает, что шпиль Нотр-Дама больше не должен быть шпилем. «Некоторые говорят, что нужно восстановить конус в его оригинальной версии. Другие – что нужно спроектировать что-то новое. Так давайте сделаем так, как было. 8 дней назад», – пишет эксперт, имея в виду процесс горения шпиля. Его проект – огромный металлический «огонь» на том месте, где когда-то была верхушка собора.

Британская студия Kiss The Architect предложили проект с конструкцией на крыше, который напоминает миксер, а получившееся здание целиком – мечеть. Возможно, сбывается пророчество романа «мечеть Парижской Богоматери»?

Массимилиано Фуксас – итальянский архитектор литовского происхождения – предложил накрыть собор хрустальной «крышкой», а это идея французской студии NAB – разместить на крыше огромный павильон с растениями.

Итальянец Лоренцо Поцци полагает, что будущий Нотр-Дам должен быть увенчан красной крышей. В его понимании красный цвет символизирует огонь, пожар, который не должен быть забыт.

Архитектор Александр Фантоцци предложил взять «лучшее, что есть в Нотр-Даме» – витражи, – и покрыть ими всю крышу и шпиль.

Архитектор из Индии Анкит Шарма предлагает «короновать» Нотр-Дам: по мнению специалиста, слава здания непоколебима и вечна, а реставрация лишь укрепит его статус.

Будет ли Нотр-Дам де Пари восстановлен в первоначальном виде или после восстановления обретет новые черты, пока остается неизвестным. Так же, как и сроки восстановления. В любом случае в течение как минимум ближайших 5-6 лет Нотр-Дам будет закрыт для верующих и для туристов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector